Воспитание ребенка в Исламе
Бисмилляхи Рахмани Рахим
Родители должны выполнять свои обязанности и вести себя так, чтобы их деятельность позитивно влияла на развитие ребенка и соответствовала истинному воспитанию ребенка согласно исламской религии.
Хороший пример
Подражание – это основная черта характера ребенка, он постоянно имитирует все то, что происходит вокруг него. Необходимо, чтобы ребенок при общении со своими близкими получал хороший пример, которому он будет следовать в своей речи и поведении.
Милосердие
К ребенку необходимо проявлять милосердие и доброту. Когда Аль-Акра ибн Хабис сказал пророку (салляллаху алейхи ва саллям), что никогда не целовал ни одного из своих детей, он ответил ему: «Тот, кто не проявляет милость, сам не получает ее».
Справедливость
Отец и мать не должны выделять одного ребенка от другого. Это необходимо для того, чтобы среди детей не зарождалась вражда и ненависть.
Рассказывание историй
Существуют различные истории о пророках, которые наполнены примерами, связанными с человеческими ценностями, которые будут полезны для ребенка и помогут ему осознать многие вещи и различные понятия в Исламе.
Имам аль-Газали разработал свод следующих основных правил по воспитанию ребенка в рамках мусульманской религии:
- Мать должна обучать ребенка Священному Корану, а также жизнеописанию пророков и сподвижников, для того, чтобы ребенок мог брать их в качестве примера для подражания.
- Приучить ребенка слушаться своих родителей и уважать тех, кто старше его.
- Огородить ребенка от общения с плохими людьми и дурными сверстниками.
- Мать должна похвалить и наградить ребенка, если он совершил хороший поступок.
Каждому, кто стремится обрести милость Аллаха, следует проявлять милосердие к своему брату: Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был опечален смертью его молодых родственников, и он плакал из-за этого. Усама ибн Зайд сказал: «Мы были у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), когда к нему пришел посланец одной из его дочерей. Она звала Пророка к своему сыну, который был при смерти. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал пришедшему: «Вернись и сообщи ей, что Аллаху принадлежит то, что Он взял, и все у Него до намеченного срока, и вели ей терпеть и ожидать награды от Аллаха». Затем она снова отправила посланца к отцу и попросила его непременно прийти. Он пошел туда вместе с Саадом бин Убада и Муазом бин Джабаль. Когда они пришли, пророку дали ребенка, дыхание которого прерывалось. Глаза посланника Аллаха наполнились слезами. Саад спросил его: «Что это, о посланник Аллаха?». И он ответил: «Это – милость, которую Аллах вложил в сердца своих рабов, и поистине Аллах смилостивится над милостивыми» (Бухари; Муслим).
Абу Катада аль-Ансари сказал: «Посланник Аллаха вышел к нам и Умама, дочь аль-Аса Зейнаб, была на его плече. Он совершал молитву, когда он делал поясной поклон, то укладывал девочку на землю, а когда выпрямлялся, то вновь брал ее на руки» (Бухари; Муслим).
В хадисе от Бурайда сказано: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обращался к нам с проповедью, когда пришли аль-Хасан и Хусейн, которые были одеты в красные сорочки, они ходили и спотыкались. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спустился с минбара, взял их на руки, положил перед собой и сказал: «Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением» (ат-Тагабун: 15). «Я посмотрел на этих двух мальчиков, которые шли и спотыкались, я не смог терпеть, пока не прервал свой разговор и не поднял их» (ат-Тирмизи).