Путешествуем в Черногорию из Москвы, плюс Италия
Уже больше месяца прошло, а я только собралась с мыслями и показываю фото.
Венеция — это Венеция… Она такая, как в фильмах, как на картинках, как мне рассказывали. О ней сложилось определенное впечатление и оно не изменилось при ее посещении. Узкие улицы, каналы, туристы, маски. Она такая, она вся такая.
Это и вечный город искусств, сходящий с полотен Тинторетто, Карпаччо, Каналлето. «Надо видеть Микеланджело Венеции — Тинторетто, чтобы понять, что такое гений, то есть художник», — писал в «Охранной грамоте» Б. Пастернак.
Это куртизанка, любующаяся собой в «голубое дряхлое стекло» (О. Мандельштам «Веницейской жизни мрачной…»).
Это пространство театра и карнавала, город «праздничной смерти» и вседозволенности, одновременно театральная сцена и актриса, на которую смотрят и за которой подглядывают восхищенные зрители.
Это место встреч и разлук, город любовных приключений. Разумеется, главным персонажем, навсегда связавшим дух авантюризма и эротизма с Венецией, был Казанова, описавший свои венецианские похождения в «Истории моей жизни».
Это сказочный город лабиринтов и парадоксов, находящийся вне времени и вне пространства. В любом произведении, где речь заходит о Венеции, герой непременно теряет дорогу в венецианских лабиринтах и блуждает часами, будучи в трех минутах ходьбы от нужного места.
Наконец, это город смерти, меланхолии и забвения. Красота смерти и смерть красоты именно в Венеции — после выхода «Смерти в Венеции» Томаса Манна на эту тему и в России было написано много прекрасных стихов и прозы. Умирающий город на воде стал излюбленным образом поэтов начала 20 века.
В Венеции, во времена чумы, когда доктора посещали больных, они надевали маски с длинным птичьим клювом. В длинный, клювообразный нос маски, они капали ароматические масла и другие вещества, так как считали, что эти ароматические вещества предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды доктора надевали темный длинный плащ. Доктора в таком обличие выглядели очень зловеще, и были похожи на жуткую птицу. Этот образ, делала еще более мрачным, специальная палка, которую они держали в руках, чтобы не прикасаться к больному чумой руками.
Каковы традиционные венецианские образы? Это, несомненно, Кот, Гражданин, Доктор Чума, Баута, Венецианская Дама. Немалой популярностью пользовались также маски, пришедшие в карнавальную традицию с подмосток уличного театра Венеции – Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино…
Венецианцы утверждают, что карнавал как таковой родился в их городе, причем называют даже конкретный год — 1094, когда он впервые был упомянут в официальных документах. На самом деле карнавалы проводились еще во времена Древнего Рима. Но все это был «старый» карнавал. «Новый» же карнавал, как именуют его венецианцы, возник недавно — в 1980 году, когда группа энтузиастов убедила власти города возродить массовое народное действо, упраздненное в восемнадцатом века с упадком Венецианской республики. Так появился на свет нынешний карнавал, соединяющий в себе древние обычаи празднования и самую современную культурную программу.
Сегодня горожане пользуются только водным транспортом, но на смену гондолам пришли маленькие пароходики — вапоретто и катера. А гондольеров, которых в XVIII веке было около 14 тысяч, сейчас осталось не более четырёхсот. Неудивительно поэтому, что в Венеции осталась лишь одна мастерская по изготовлению и ремонту гондол. Она находится на кампо Сан-Тровазо. Нельзя сказать, что работа здесь так и кипит. Но прибыль мастера, видимо, все же получают. Ведь изготовление гондол — редкий ручной труд. Для него используется девять разных пород деревьев, причем лодка собирается из 280 отдельных частей. Время изготовления одной гондолы — три года, а ее стоимость — 60 тысяч долларов. Через остров идет большой Гранд Канал, от которого отходят маленькие протоки. Каналы настолько узкие, что гондолы иногда застревают. Если в обычных городах на обочинах транспортных артерий припаркованы машины, то здесь припаркованы лодки. За 100 евро в час можно нанять гондолу и прокатиться по каналам. Остановка общественного транспорта. И просто фотографии на улицы города. Вот такой Венеция предстала перед нами. Кто-то видит ее иначе. А мы увидели ее с такой стороны